Высказывания Спинозы. Мудрые мысли Спинозы.

НА ГЛАВНУЮ
 
Абу ль Фарадж  Августин  Америка
Аддисон  Амиель  Англия  Античные
Арабские  Аристотель  Байрон  Бальзак
Батлер  Белинский  Берне  Бирс  Бичер
Бокль  Бомарше  Боуви  Буаст  Булвер
Бэкон  Вейнингер  Вовенарг  Вольтер
Гегель  Гейне  Гельвеций  Герцен  Гёте
Гоголь  Гольбах  Гораций  Горький
Грасиан  Граф  Гэзлитт  Гюго  Декарт
Демокрит  Дефо  Джебран  Джефферсон
Джонсон  Дидро  Дизраэли  Диоген
Добролюбов  Достоевский  Дюма
Екатерина  Жан Поль  Жорж Санд
Жубер  Золя  Индия  Кант  Карамзин
Карлейль  Карр  Китай  Ключевский
Книгге  Козьма Прутков  Конфуций
Корнель  Краус  Лабрюйер  Ланкло
Лао-Цзы  Ларошфуко  Ленин  Леонардо
Лермонтов  Лессинг  Линкольн
Лихтенберг  Локк  Ломоносов  Лонгфелло
Лопе де Вега  Макаренко  Макиавелли
Маколей  Маргарита  Марк Аврелий
Марк Твен  Маркс  Менандр  Мольер
Монтень  Монтескье  Мопассан
Наполеон  Ницше  Овидий  Островский
Паскаль  Писарев  Пифагор  Платон
Плутарх  Поп  Публилий  Пушкин  Ренан
Ренар  Рескин  Ривароль  Русские  Руссо
Рюноскэ  Сафир  Свифт  Сенека
Сервантес  Смайлс  Сократ  Спенсер
Спиноза  Сталь  Стендаль  Суворов
Теренций  Толстой  Торо  Тургенев
Уайлд  Ушинский  Фейербах  Филдинг
Флобер  Франклин  Франс  Фрейд
Фуллер  Хайям  Хемингуэй  Хун Цзычэн
Цвейг  Цицерон  Чернышевский
Честертон  Честерфилд  Чехов  Шамфор
Шатобриан  Швёбель  Шекспир
Шелгунов  Шиллер  Шопенгауэр  Эбнер
Эзоп  Эмерсон  Эпиктет  Эпикур
Эразм  Юм  Япония
.

.

 
Мудрые слова и мысли Спинозы.
 
Очень кратко о жизни Спинозы:

Спиноза Бенедикт (Барух)
(24.11.1632–21.02.1677)

Нидерландский философ-рационалист, пантеист.

Родился в Амстердаме в еврейской купеческой семье. Окончил шестиклассное еврейское училище в Амстердаме. После смерти отца возглавил его дело и приобрел связи за пределами строго кастовой еврейской общины Амстердама. За отказ от иудаизма в 1656 г. был изгнан из общины. Жил в предместье Гааги, где зарабатывал на жизнь шлифовкой линз. В 1663 г. написал книгу «Изложение принципов Декартовой философии», благодаря которой приобрел репутацию выдающегося мыслителя. Дальнейшие его труды посвящены идее примирения Библии с наукой. В 1670 г. анонимно выпустил «Богословско-политический трактат», «Трактат об усовершенствовании разума», в 1675 г. закончил работу над «Этикой» – трудом, который в систематизированной форме содержит все основные положения его философии. Умер в Гааге от туберкулеза.

Аффект есть смутная идея.

Бегство вовремя до€лжно приписать такому же мужеству свободного человека, как и битву; иными словами, человек свободный выбирает бегство с тем же мужеством или присутствием духа, как и сражение.

Благоволение есть не что иное, как желание благодеяния, возникающее из сострадания.

Блаженство – не награда за добродетель, но сама добродетель.

Божественная справедливость допускает, чтобы дьявол безнаказанно обманывал людей, но не терпит, чтобы эти люди, несчастным образом обманутые и совращенные им, остались безнаказанными.

В желании выражается сущность человека.

В природе нет ничего, что можно было бы приписать ее недостатку.

Вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими.

Взаимная любовь – стремление сделать добро тому, кто нас любит.

Война – осуществление естественного права, которым сильнейший пользуется для господства над слабейшим.

Все в природе является причиной, вызывающей какое-либо следствие.

Все вещи происходят от необходимости: в природе нет ни добра, ни зла.

Все прекрасное так же трудно, как и редко.

Все то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ничего, кроме фантазий и бреда подавленной робкой души, не представляло.

Все хорошие страсти имеют такой характер и природу, что мы не можем без них существовать и сохраняться, и они как бы принадлежат нам существенно, как любовь, желание и все, что свойственно любви.

Всякая любовь, имеющая причиной не свободу духа, а что-либо иное, легко переходит в ненависть.

Добродетель человека, живущего согласно заветам разума, проявляется одинаково великой как в избегании опасностей, так и в преодолении их.

Если бы свободно падающий камень мог мыслить, он думал бы, что падает по свободной воле.

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.

Если кто-либо знает, какое решение он должен принять, чтобы произвести нечто хорошее или помешать чему-либо дурному, но не делает этого, то это называется малодушием.

Если тело недеятельно, то и душа не способна к мышлению.

Зависть есть ненависть, поскольку она действует на человека таким образом, что он чувствует неудовольствие при виде чужого счастья, и наоборот – находит удовольствие в чужом несчастье.

Истина – пробный камень самой себя и лжи.

Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.

Крайняя гордость или крайнее унижение есть крайнее незнание самого себя.

Кто ни разумом, ни состраданием не склоняется к подаянию помощи другим, тот справедливо называется бесчеловечным.

Любезность есть желание делать то, что нравится людям, и удерживаться от того, что им не нравится.

Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом.

Людям полезнее всего делать то, что способствует укреплению дружбы.

Между влечением и желанием существует только то различие, что слово «желание» большей частью относится к людям тогда, когда они сознают свое влечение, поэтому можно дать такое определение: желание есть влечение с сознанием его.

Мир есть не отсутствие войны, но добродетель, проистекающая из твердости духа.

Мудрому человеку свойственно с умеренностью наслаждаться и укреплять свое здоровье приятными блюдами и напитками, услаждать себя великолепными ароматами, красотой цветущих растений, нарядными одеждами, музыкой, телесными упражнениями, театром и всем прочим, от чего каждый может получать огромное удовольствие, не причиняя другому никакого вреда.

Надежда есть томительное удовольствие, вызываемое ожиданием будущего блага, в получении которого мы до некоторой степени сомневаемся.

Незнание – не довод. Невежество – не аргумент.

Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью.

Неприязнь – это бунт души против какого-либо предмета, который, мы знаем или предполагаем, вреден или враждебен нам по своей природе.

Несомненно, что люди от природы склонны к ненависти и что воспитание только усиливает эти качества. Ибо родители обыкновенно поддерживают в детях добродетель только мерами, рассчитанными на их честь или зависть.

Нет мысли, которую при желании нельзя исказить дурным толкованием.

Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.

Никто не считается менее способным к управлению государством, нежели теоретики или философы.

Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать.

Обдумывая человеческие поступки, я всегда старался не о том, чтобы смеяться, скорбеть или порицать, но единственно о том, чтобы уразуметь.

Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так не властны, как над языком своим.

Осмеяние – удовольствие, возникающее вследствие того, что мы воображаем, что в ненавидимой нами вещи есть что-либо такое, чем мы пренебрегаем.

Оцепенение – это вид малодушия, при котором желание избежать зла сдерживается тем, что внимание человека поглощается злом, которого он страшится.

Понимание – начало согласия.

Потребуется одинаково большая сила или твердость духа как для обуздания отваги, так и для обуздания страха.

Пренебрежение – воображение какой-либо вещи, так мало захватывающее душу, что душа присутствием такой вещи более побуждается к воображению того, чего нет в вещи, чем того, что в ней есть.

Природа не предназначает для себя никаких целей, и… все конечные причины составляют только человеческие вымыслы.

Ревность есть забота о том, чтобы одному наслаждаться достигнутым и удержать его.

Ревность есть любовь, полная ненависти к любимому предмету и зависти к другому, пользующемуся его любовью.

Свободный человек, живущий среди невежд, старается как можно избегать их благодеяний.

Случайной какая-либо вещь называется единственно по несовершенству нашего знания.

Смирение есть равнодушие к презрению людей по поводу нашего несовершенства.

Соревнование – это желание чего-либо, зарождающееся в нас под влиянием того, что нам кажется, что другие желают того же.

Сострадание есть неудовольствие, сопровождаемое идеей зла, приключившегося с другими, кого мы воображаем себе подобным.

Ссылка на авторитет – не довод.

Страх возникает вследствие бессилия духа.

Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.

Стремление делать что-либо или не делать ради того только, чтобы понравиться другим людям, называется честолюбием.

Стремление причинить зло тому, кого мы ненавидим, называется гневом, стремление же отплатить за полученное нами зло – местью.

Стыд есть известная печаль, возникающая в человеке, когда он видит, что его поступки презираются другими.

Счастье – не награда за добродетель, а сама добродетель; не потому мы наслаждаемся счастьем, что обуздали свои страсти, а наоборот, наслаждение счастьем делает нас способными обуздать их.

Только мрачное и невежественное суеверие способно запретить человеку развлекаться.

Тоска есть страдание, вызванное отсутствием предмета желания.

Тот, кто легко поддается состраданию и трогается чужим несчастьем или слезами, часто раскаивается, – вследствие того, что мы, находясь под влиянием аффекта, легко поддаемся на ложные слезы.

Трусость – желание избежать большего зла, которого мы страшимся, при помощи меньшего.

Удовольствие – переход человека от меньшего совершенства к большему.

Унижение состоит в том, что человек приписывает себе какое-либо несовершенство, не свойственное ему.

Человек мнит себя наиболее свободным; между тем как он есть наибольший раб на земле.

Человек, руководствующийся только аффектом или мнением, отличается от человека, руководствующегося разумом. Первый помимо своей воли делает то, чего совершенно не знает; второй делает только то, что он признает главнейшим в жизни. Поэтому первого я называю рабом, второго – свободным.

Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его жизнь состоит в размышлениях не о смерти, а о жизни.

Человеку, который стыдится, присуще желание жить честно.

Человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов называется рабством. Человек, находящийся в рабстве, настолько не владеет собой, что хотя и видит перед собой лучшее, однако принужден следовать худшему.

Честолюбие есть чрезмерное желание славы.

Я призываю пользоваться наслаждениями лишь настолько, насколько это достаточно для сохранения здоровья, и если желание есть самая сущность человека, то пьянство есть неумеренное желание и любовь к вину. 

 
Вы читали: короткие мудрые высказывания о жизни из коллекции мудрых слов и мыслей великих людей.
.....................................................
  delaroshfuko.ru коротко и мудро

 


 
   

 

  Читать мудрые слова, мысли мудрых людей и высказывания о жизни. Коротко и мудро... delaroshfuko.ru