Высказывания Цицерона. Мудрые мысли Цицерона.

НА ГЛАВНУЮ
 
Абу ль Фарадж  Августин  Америка
Аддисон  Амиель  Англия  Античные
Арабские  Аристотель  Байрон  Бальзак
Батлер  Белинский  Берне  Бирс  Бичер
Бокль  Бомарше  Боуви  Буаст  Булвер
Бэкон  Вейнингер  Вовенарг  Вольтер
Гегель  Гейне  Гельвеций  Герцен  Гёте
Гоголь  Гольбах  Гораций  Горький
Грасиан  Граф  Гэзлитт  Гюго  Декарт
Демокрит  Дефо  Джебран  Джефферсон
Джонсон  Дидро  Дизраэли  Диоген
Добролюбов  Достоевский  Дюма
Екатерина  Жан Поль  Жорж Санд
Жубер  Золя  Индия  Кант  Карамзин
Карлейль  Карр  Китай  Ключевский
Книгге  Козьма Прутков  Конфуций
Корнель  Краус  Лабрюйер  Ланкло
Лао-Цзы  Ларошфуко  Ленин  Леонардо
Лермонтов  Лессинг  Линкольн
Лихтенберг  Локк  Ломоносов  Лонгфелло
Лопе де Вега  Макаренко  Макиавелли
Маколей  Маргарита  Марк Аврелий
Марк Твен  Маркс  Менандр  Мольер
Монтень  Монтескье  Мопассан
Наполеон  Ницше  Овидий  Островский
Паскаль  Писарев  Пифагор  Платон
Плутарх  Поп  Публилий  Пушкин  Ренан
Ренар  Рескин  Ривароль  Русские  Руссо
Рюноскэ  Сафир  Свифт  Сенека
Сервантес  Смайлс  Сократ  Спенсер
Спиноза  Сталь  Стендаль  Суворов
Теренций  Толстой  Торо  Тургенев
Уайлд  Ушинский  Фейербах  Филдинг
Флобер  Франклин  Франс  Фрейд
Фуллер  Хайям  Хемингуэй  Хун Цзычэн
Цвейг  Цицерон  Чернышевский
Честертон  Честерфилд  Чехов  Шамфор
Шатобриан  Швёбель  Шекспир
Шелгунов  Шиллер  Шопенгауэр  Эбнер
Эзоп  Эмерсон  Эпиктет  Эпикур
Эразм  Юм  Япония
.

.

 
Мудрые слова и мысли Цицерона.
 
Очень кратко о жизни Цицерона:

Цицерон Марк Туллий
(03.01.106 г. до н.э. – 07.12.43 г. до н.э.)

Древнеримский политик, оратор, философ.

Родился в городе Арпинум. Получил блестящее образование. Приехав в Рим, обратил на себя внимание своим ораторским мастерством. Первое публичное выступление относится к 81–80 гг. до н.э., а первую политическую речь произнес в 66 г. до н.э. в поддержку Г. Помпея. В 63 г. до н.э., раскрыв заговор Катилины, стал консулом и первым сенатором Рима. Из сочинений Цицерона сохранились 58 политических и судебных речей, 19 трактатов по риторике, политике («О государстве», «О законах» и др.), философии («Тускуланские беседы», «Об обязанностях», «О пределах добра и зла», «О природе богов» и др.), а также свыше 800 писем. Погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа близ Кайеты (сегодня Гаэта). Работы Цицерона оказали сильное влияние на религиозных мыслителей, представителей Возрождения и гуманистов (Ф. Петрарка, Д. Боккаччо), французских просветителей (Д. Дидро, Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье) и многих поколений юристов, обучающихся ораторскому мастерству по его трактатам и речам.

Алчность есть преступное желание чужого.

Бережливость – важный источник благосостояния.

Благо народа – высший закон.

Близость с женщинами ослабляет мужество.

Более поздние мысли обычно бывают более разумными.

Брачный союз – первая ступень человеческого общества.

Быть свободным от вины – великое утешение.

В мужестве два главных проявления: презрение к смерти и презрение к боли.

В суеверии заключен бессмысленный страх перед богом.

Велико могущество совести: оно дает одинаково чувствовать, отнимая у невинного всякую боязнь и беспрестанно рисуя воображению виновника все заслуженные им наказания.

Величайшее зло – страдание.

Величайшее из достоинств оратора – не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно.

Величайшее поощрение преступления – безнаказанность.

Венец старости – всеобщее уважение и влияние.

Влюбленный в себя соперников не имеет.

Вообще о дружбе можно судить лишь по отношению к людям зрелого возраста и зрелой души.

Воспоминание неволи делает свободу еще сладостнее.

Враги всегда говорят правду, друзья – никогда.

Всё наилучшее редко.

Все, обладающие добродетелью, счастливы.

Все хотят дожить до старости, а когда доживут, жалуются на нее.

Всякий раз, когда я размышляю о причинах, почему старость кажется несчастной, то нахожу их четыре: первая – в том, что она отрешает от деятельной жизни, вторая – в том, что она ослабляет наше тело, третья – в том, что она лишает нас наслаждений, и четвертая – в том, что она приближает нас к смерти.

Выбирай, кого будешь любить.

Выражением и словами людей привлекают более, чем самим одолжением и делом.

Высшая законность – это высшее беззаконие.

Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья.

Высшее право – высшая несправедливость.

Высший закон – благо народа.

Главным признаком свободного государства является невозможность нанести правам и имуществу гражданина какой бы то ни было ущерб без приговора сената, или народа, или людей, которые были назначены быть судьями в том или ином деле.

Глупо рвать волосы в горе, как будто печаль станет меньше от лысины.

Глупости свойственно видеть чужие пороки, а о своих забывать.

Глупость, даже достигнув того, чего она жаждала, никогда не бывает довольной.

Даже у разбойников есть свои законы.

Деньги – нерв войны.

Для достижения спокойствия и счастья следует обладать четырьмя классическими добродетелями (мужество, умеренность, разум, справедливость), но для полного счастья нужны еще здоровье и такие внешние блага, как друзья, дети, богатство, почетные должности.

Для любящего нет ничего трудного.

Добродетель, которая противится грядущему злу, называется храбростью.

Добродетель состоит в защите людей.

Должно остерегаться открывать уши для льстецов и позволять им льстить нам.

Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души.

Дружба есть не что иное, как сопровождаемое взаимной любовью и благосклонностью единодушие во всех человеческих и божественных делах, по сравнению с которыми не знаю, что лучше, кроме, пожалуй, мудрости, даровано человеку бессмертными богами.

Дух неизбежно стремится ввысь – к идеалам.

Если жизнь наша в опасности от казней, от насилий, от мечей разбойников или недругов, то всякий способ себя оборонить законен и честен.

Если мы хотим пользоваться миром, приходится сражаться.

Если оратор не проник в вещи и не узнал их, речь его бессодержательна и похожа на детскую болтовню.

Если ты не доставишь морским разбойникам выкупа, обусловленного за свое освобождение, то это не обман, если ты не сделаешь этого, даже поклявшись.

Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись.

Есть люди, которые считают высшим благом богатство, другие – хорошее здоровье, некоторые – власть, некоторые – почести, а многие – даже удовольствия. Но всё это чрезвычайно шаткие основания. Поэтому правы те, кто полагает, что высшее благо заключается в нравственном совершенстве, добродетели. В свою очередь, только добродетель может служить надежной основой дружеских связей, без нее дружба не в состоянии ни возникнуть, ни существовать.

Есть три рода невежества: не знать ничего, знать дурно то, что знают все, и знать не то, что следовало бы знать.

Желающим научиться чему-либо препятствует очень нередко авторитет тех, кто учит.

Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга – кто обдумал тот путь, который он должен пройти в жизни… над кем нет иной власти, кроме собственного желания и суждения.

Жизни, прожитой спокойно, чисто и красиво, свойственна тихая и легкая старость; такой была… старость Платона; он умер восьмидесяти одного года, занимаясь писанием; такой была и старость Исократа, который, как он говорит, на девяносто четвертом году написал книгу и после этого прожил еще пять лет. Его учитель Горгий прожил сто семь лет и ни разу не прерывал своих занятий и трудов.

Жизнь коротка, но слава может быть вечной.

Жить – значит мыслить.

Законы – опора того высокого положения, которым мы пользуемся в государстве, основа свободы, источник правосудия; разум, душа, мудрость и смысл государства сосредоточен в законах. Как тело, лишенное ума, не может пользоваться жилами, кровью, членами, так государство, лишенное законов, – своими отдельными частями. Слуги законов – должностные лица, толкователи законов – судьи; наконец, рабы законов – все мы, именно благодаря этому мы можем быть свободными.

Заставим наши желания подчиниться разуму; не позволим им ни опережать его, ни покидать его по лености и малодушию. Пусть они всегда молчат и не вносят в нашу душу смятения: отсюда происходит постоянство и умеренность.

Знание, далекое от справедливости, заслуживает скорее названия ловкости, чем мудрости.

Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постичь их смысл.

Изящество и красота не могут быть отделены от здоровья.

Иные думают, что старую любовь надо выбивать новой любовью, как клин клином.

Истина – дочь времени.

Истинная причина того, что никто не достигает красноречия, заключается в том, что искусство думать отлично от искусства говорить, и у одних мы видим знание вещей, у других же – знание слов.

Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие – возвышенно, а средние – с умеренностью.

Каждому возрасту присущи свои особенности.

Каждому надо оказывать добра столько, сколько, во-первых, сам можешь сделать, а затем еще сколько может принять его тот, кого любишь и кому помогаешь.

Каждый любит самого себя не с тем, чтобы получить какую-либо награду за свою любовь, а потому, что каждый сам себе дорог. Если не применить то же самое к дружбе, то мы никогда не найдем истинного друга; ведь друг для каждого – это второй он сам.

Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Каждый человек мыслит, такой он и есть (в жизни).

Как бы ты ни был мудр, а если тебе будет холодно, задрожишь.

Как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, как видеть, что уместно.

Как в игре на лире или на флейте сведущий человек обыкновенно замечает даже малый разлад, так и в жизни надо следить за тем, чтобы случайно не было какого-нибудь разлада, и следить даже намного внимательнее, так как соответствие действий важнее и прекраснее соответствия звуков.

Каков был твой посев, такова будет и жатва.

Короткая жизнь дана нам природой, но память о хорошо проведенной жизни остается вечной.

Крайняя строгость закона – крайняя несправедливость.

Красноречие – это еще не всё: истина бывает настолько ясна, что ничто не может затмить ее.

Красноречие – это свет, который придает блеск уму.

Краткость – лучшая рекомендация как для речи сенатора, так и оратора.

Кто жил так, что его память свято сохраняется в душах людей, которых он любил, тот, я думаю, сделал свое дело для продолжения своего существования и после смерти.

Кто однажды перешел границу скромности, тот делается постоянно и открыто бесстыжим.

Кто уверен в себе, тому чуждо чувство страха. А так как предающийся печали испытывает также страх, то отсюда следует, что храбрость с печалью несовместима.

Культура ума есть философия.

Легкомыслие свойственно цветущему возрасту.

Лесть – помощница пороков.

Лжецу мы не верим даже тогда, когда он говорит правду.

Лишь только однажды кто-нибудь даст ложную клятву, тому после верить не следует, хотя бы он клялся несколькими богами.

Лучшая философия – всё оспаривать и ни о чем не высказывать определенного мнения.

Лучше умереть, чем быть рабами.

Любовь к родителям – основа всех добродетелей.

Любовь – это стремление добиться дружбы того, кто привлекает своей красотой.

Между добрыми людьми – всё доброе.

Мне нравятся в молодом человеке какие-либо хорошие черты старости, а в старике – какие-либо хорошие качества молодости.

Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды.

Мудрость всегда удовлетворена тем, что есть, и никогда не досадует на себя.

Мудрость – источник науки.

Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.

Мы истинно свободны, когда мы сохраняем способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и, в некотором роде, предписанные нам мнения.

На свете нет такой святыни, на которую рано или поздно не посягнула бы человеческая порочность.

Наглость надо побеждать доблестью, бешенство – храбростью, дерзость – благоразумием.

Насколько кто сам себя ценит, настолько и друзья его ценят.

Наука об исцелении души есть философия.

Не быть жадным – уже богатство, не быть расточительным – доход.

Не следует завладевать разговором как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого; напротив, следует стараться, чтобы каждый имел свой черед в разговоре, как и во всём остальном.

Не философы, а ловкие обманщики утверждают, что человек счастлив, когда может жить сообразно со своими желаниями – это ложно. Преступные желания – верх несчастья. Менее прискорбно не получить того, чего желаешь, чем достичь того, что преступно желать.

Невежество – ночь ума, ночь безлунная и беззвездная.

Невелика заслуга, если человек честен лишь потому, что никто и не пытался его подкупить.

Невозможно себе представить, чтобы те, которые стараются внушить страх, сами не боялись тех, в которых они желают вселить страх.

Нельзя любить ни того, кого боишься, ни того, кто тебя боится.

Нельзя полагаться на показания озлобленного свидетеля.

Нельзя требовать обещания от кого-либо, не обязавшись исполнить свое.

Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом.

Нет величайшей нелепости, которая не была бы сказана кем-либо из философов.

Никакое притворство не может продолжаться долго.

Ничего так не следует остерегаться в старости, как лени и безделья. Старость отвлекает от занятия делами.

Ничто так не сближает, как сходство характеров.

Нравы людей определяются не столько их происхождением и их кровью, сколько всем тем, что сама природа предоставляет нам для нашей повседневной жизни, – тем, чем мы питаемся и благодаря чему мы существуем.

Нужно быть умеренным и в шутках.

Обязанность мудреца – иметь попечение о своем достоянии, не поступая ни в чем против обычаев, законов, установлений.

Одни противоположности порождают другие.

Одобрение толпы – доказательство полной несостоятельности.

Оживить речь юмором.

Опрометчивость, очевидно, свойственна цветущему возрасту, дальновидность – пожилому.

Основа дружбы заключается в полном согласии воли, вкусов и мнений.

Осторожно действовать еще важнее, чем разумно рассуждать.

Первый закон истории – бояться какой бы то ни было лжи, а затем не бояться какой бы то ни было правды.

Перо – лучший учитель, написанная речь лучше только продуманной.

Познай самого себя.

Порядок больше всего помогает ясному усвоению.

После жизни остается лишь то, что приобрел своими нравственными качествами и хорошими делами.

Поступай так, как велит тебе долг человека.

Поступки умных людей продиктованы умом, людей менее сообразительных – опытом, самых невежественных – необходимостью, животных – природой.

Презренными людьми надо считать тех, кто покупает товары у торговцев, чтобы их тотчас же перепродать; ибо они получают доход только в том случае, если сильно обманывают покупателя, а ведь нет ничего более постыдного, чем обман.

Преступные желания – верх несчастья. Менее прискорбно не получать того, чего хочешь, чем достичь того, что преступно желать.

Привычка – вторая натура.

Проявлять неумеренность как в дни несчастий, так и в дни счастья – признак ничтожности.

Пусть каждый познает свои способности и пусть строго судит себя, свои достоинства и пороки.

Рабство – тягчайшее из всех несчастий.

Разве порядочному человеку пристало лгать?

Разум – это хозяин и король всех вещей.

С добрыми и злыми нельзя вести себя одинаково.

Самое важное и желательное для всех здравомыслящих честных и превосходных людей – это покой, сочетающийся с достоинством.

Самое главное украшение – чистая совесть.

Свои пороки и свою вину неразумные люди слагают на старость.

Сколько тысяч людей занимаются разбоем, хотя за это положена смерть.

Слава – вещь основательная.

Слава – эхо добродетели.

Слухи и молва не менее, чем доводы рассудка, заставляют людей бояться или презирать, ненавидеть или любить.

Собственное понимание добродетели и пороков – самое главное. Если этого понимания нет, всё становится шатким.

Сочинения прекрасны именно отсутствием прикрас.

Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего.

Справедливость есть высшая из всех добродетелей.

Старости надо сопротивляться, а недостатки, связанные с нею, возмещать усердием; как борются с болезнью, так надо бороться и со старостью: следить за своим здоровьем, прибегать к умеренным упражнениям, есть и пить столько, сколько нужно для восстановления сил, а не для угнетения. При этом надо поддерживать не только тело, но в гораздо большей степени ум и дух; ведь и они, если в них, как в светильник, не подливать масла, гаснут в старости; тело наше, переутомленное упражнениями, становится более тяжелым; но ум от упражнений становится более гибок… старческая глупость, обыкновенно называемая сумасбродством, свойственна только пустым старикам, а не всем.

Старость крепка благодаря основам, заложенным в молодости.

Старость не только не пребывает в бездеятельности и праздности, но даже трудоспособна и всегда что-нибудь совершает и чем-то занята – разумеется, тем, к чему каждый стремится в течение всей своей жизни. Так, Солон, как видим, в стихах своих хвалится тем, что он на старости лет каждый день постигает что-нибудь новое.

Старость не тяжела для мудреца, самое подходящее оружие старости – науки и упражнение в добродетели; это оружие не изменяет человеку вплоть до его последних дней.

Старость от природы слишком болтлива.

Старость отвлекает людей от дел. – От каких? От тех ли, какие ведет молодость, полная сил? А разве нет дел, подлежащих ведению стариков, слабых телом, но сильных духом?

Суди не по отдельным словам, а по их общей связи.

Судья – это говорящий закон, а закон – это немой судья.

Сущность счастливой жизни я целиком усматриваю в силе духа.

Счастливая жизнь – это когда на душе покой и нет никаких обязанностей.

Счастливее всех тот, кто зависит только от себя.

Так как мы живем отнюдь не в кругу совершенных людей и мудрецов, но среди тех, относительно которых ясно, что в них мы находим лишь отражение добродетели, – тем более следует понять, что нельзя пренебрегать никем, в ком обнаруживается хоть какой-то признак этой добродетели.

Творения природы совершеннее творений искусства.

Те, кто много обманывает, стараются казаться честными людьми.

Те, кто отказывают старости в возможности участвовать в делах, не приводят никаких доказательств и подобны людям, по словам которых кормчий ничего не делает во время плавания, между тем как одни моряки взбираются на мачты, другие снуют между скамьями, третьи вычерпывают воду из трюма, а он, держа кормило, спокойно сидит на корме. Он не делает того, что делают молодые, но, право, делает нечто гораздо большее и лучшее; не силой мысли, не проворностью и не ловкостью тела вершатся великие дела, а мудростью, авторитетом, решениями, и старость обыкновенно не только не лишается этой способности, но даже укрепляется в ней.

Тела юношей закаляются трудом.

Тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит.

Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы.

Тот, кто повелевает, должен иногда повиноваться, и тот, кто повинуется с достоинством, заслуживает того, чтобы повелевать в будущем.

Три вида невежества: не знать ничего, знать дурно то, что знают все, и знать не то, что следовало бы знать.

Труд делает нечувствительным к огорчениям.

Труд как бы создает некую мозолистую преграду против боли.

Труд человека похож на работу пловца. Необозримый океан грозит поглотить его, и, если пловец не будет мужественно бороться, океан сдержит свое слово. Но человек беспрерывно и разумно противится волнам, мужественно борется с ними, и послушно несет его море и победителем доставляет к цели.

Труден лишь первый шаг.

Трудись для того, чтобы наслаждаться.

Трудись и верь, что не ты смертен, а твое тело.

У стариков сдержанных, уживчивых и добрых старость проходит терпимо, а заносчивый и неуживчивый нрав тягостен во всяком возрасте.

Умеренные, уживчивые и неугрюмые старики проводят сносную старость; нетерпимость и угрюмость тяжелы во всяком возрасте.

Упражнение и умеренность могут даже и в старости сохранить до некоторой степени прежнюю силу.

Философия – мать всех наук.

Философствовать – это приуготовлять себя к смерти.

Фортуна не только слепа, но и любимцев своих ослепляет.

Хвалю юношу, если в нем есть что-то от старика, и старика, если в нем есть что-то от юноши; кто следует этому правилу, тот состарится телом, но не душой.

Хвастливые речи – первый признак слабости, а те, кто способен на большие дела, держит язык за зубами.

Хорошо говорит греческая пословица: какое кто знает искусство, в том пусть и упражняется.

Хотя всякая добродетель нас к себе влечет, однако всего более это делают справедливость и щедрость.

Человек должен научиться повиноваться самому себе и повиноваться своим решениям.

Человек, хорошо одаренный от природы, соглашается повиноваться только человеку либо наставляющему, либо обучающему его, либо справедливо и законно повелевающему им для общей пользы.

Человек часто сам себе злейший враг.

Человеку свойственно ошибаться, а глупцу – настаивать на своей ошибке.

Чем кто умнее, тем он скромнее.

Чем лучше человек, тем труднее ему подозревать других в бесчестии.

Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности; низкая душа предполагает всегда и самые низкие побуждения у благородных поступков.

Честный человек, садясь в судейское кресло, забывает о личных симпатиях.

Честью называется то, что признает славным молва.

Что посеешь, то и пожнешь.

Щедрость не знает границ.

Это очевидно, что мы рождены для деятельности. 

 
Вы читали: короткие мудрые высказывания о жизни из коллекции мудрых слов и мыслей великих людей.
.....................................................
  delaroshfuko.ru коротко и мудро

 


 
   

 

  Читать мудрые слова, мысли мудрых людей и высказывания о жизни. Коротко и мудро... delaroshfuko.ru